"Каменский рабочий" от 6 января 2022 г.
СО СТИХАМИ ЗА ПАЗУХОЙ
В сад? На литературную вечеринку? В музей? А может быть, в турпоход? Всюду Николай ИЛЬЕНКО колесит на железном коне. Старенькому велосипеду, который благополучно пережил разные политические эпохи, камнерез даже посвящает стихи.
НА БЕРЕГАХ СИНАРЫ
Ранней утренней зарею
Нас не сдерживает сон,
Где дорогой, где тропою,
Мчимся вместе - я и он.
И это при том, что Николай Иванович - почти ровесник «КР». К слову, визиты журналистов для него - дело обычное: о неординарном пенсионере рассказывают в том числе столичные СМИ.
Наш герой родился на Кубани - в краях, не слишком щедрых на камни. Любовь к минералам накрыла Ильенко на Урале раз и навсегда. После техникума молодого специалиста распределяют в Каменск. Заочно он оканчивает здесь УПИ. Ну а та крестьянская мудрость, которую впитал Николай в отчем доме, словно стала его крыльями. Дел и обязанностей у инженера ПО «Октябрь» было хоть отбавляй. Не раз вместе с женой Верой они отправлялись в командировки на север страны: это был период укрепления обороны государства, его атомного подводного флота.
Без своей второй родины чета Ильенко себя уже не мыслила. Очарованный красотами нашей природы, заводчанин становится заядлым туристом. Во главе угла всегда стоял туризм водный. С походами мужчина обогнул весь регион и не только. Вместе с Сергеем Злоказовым, Валентином Чистяковым, Владимиром Шевалевым и другими не менее известными искателями приключений Николай коллекционировал минералы. Первые находки - агаты на берегах Синары. Дальше - больше: пирит, аметист, магнезит, авантюрин, нефрит, змеевик (из него потом выходили шикарные змеи!), обсидиан, кахолонг.
Вдыхать в камень жизнь мужчина начал уже после сорока - как говорится, самоуком. С ноля создал нужные станки, обустроил в своей квартирке мастерскую. Впрочем, рабочие инструменты Николая Ивановича - по всему дому. Как и следы творческого беспорядка. Супруга махнула рукой: «Лучше дома режь камень, чем сплавляйся по рекам». И хотя Ильенко не забывает о большой воде даже сегодня, на первый план действительно вышло творчество.
Мир камня, мир загадок необъятный,
Природа в нем скрывает свой секрет.
Все, что творилось в недрах, — невозвратно,
И будет вновь что создано иль нет?
В нем многоцветье красок и сплетений.
В нем крепость и кристаллов чистота.
Мир камня - только часть земных творений,
И любопытному доступна красота.
Так об этом поведал сам мастер. Он же - специально для читателей «КР» - перевел свои строфы на язык житейский.
«Работа с камнем - своего рода творческий запой. По несколько дней я могу не выходить из дома. Из головы сами собой выветриваются грустные думы, тело забывает о болячках, - уточняет рукодельник. - О времени, которое ты потратишь на своё изделие, лучше не загадывать. Торопыгам в этом искусстве делать нечего: характер у камнереза должен быть покрепче камня. Неизвестно ведь, какой минерал с какой стороны тебе откроется сегодня»
ЛЮДЯМ ВИДНЕЕ
Из первых серьезных работ Ильенко - каменные клюква и брусника. Потом один за другим появлялись деревца, цветы, бизоны, крокодильчики, белые медведи, замершая перед котом мышка. А еще - скрипач, девочка из советского мультика «Варежка», старик из «Сказки о рыбаке и рыбке», Огневушка-поскакушка. Бажов вообще занимает в творчестве нашего земляка особое место - по понятным причинам. Подсвечники, пасхальные яички, оправы для карманных зеркалец, шкатулки, целые картины из минералов и даже каменные городки - вот лишь то, что навскидку вспоминается из сотен работ Ильенко, которые довелось увидеть автору этих строк.
«Созданная мной бижутерия давно раздарена знакомым дамам», - признается наш визави. Детей и внуков он также радует сюрпризами, сделанными своими руками. Вместе с тем не чужды Николаю Ивановичу ни юмор, ни политика. Чуть более года назад о нем вышла большая статья в «Российской газете». «Пенсионер из Каменска-Уральского за нервозной кампанией выборов очередного президента США наблюдал с неослабевающим интересом личного характера, - написали тогда наши коллеги. - Камнерез-самоучка, Ильенко решил создать серию портретов лидеров государств - членов «Большой семерки», и если политики вдруг поменяют место работы, коллекция перестает быть актуальной. А придумать и собрать каменную фигурку - это вам не выборы провести, сколько тут времени, изобретательности и мастерства нужно!»
Так и есть: над некоторыми образцами приходится корпеть годами. Иногда имеется идея, но нет камня, и не факт, что нужный природный материал вообще найдется. Рекордсмен в этом плане - знаменитый петушок Николая Ивановича: чтобы довести пернатого до ума, понадобилось десять лет! Чаще же всего сначала появляется минерал, после - замысел. То, что созрело в голове, переносится на бумагу, а затем лепится из пластилина. Потом - долгая, кропотливая работа по собственно «огранке». Изначальную форму камня Ильенко порой оставляет чуть ли не в неизменном виде. Один из примеров - белая, в последнем вздохе вытянувшая шею птица-подранок, чья фигура, вне всякого сомнения, обретает глубокое философское звучание. «Его работы не раз побеждали на всероссийских конкурсах и хранятся в фондах многих музеев, в общем, Ильенко - человек незаурядный и в свои годы живет интересно и ярко, на зависть молодым», - резюмировали корреспонденты «Российской газеты». А вот сам Николай Иванович свои маленькие шедевры часто называет «кустарщиной»: нет, мол, у меня профессионального оборудования, да и уровень мастерства не тот, что у мэтров. Только зрителям выставок разного ранга, в которых наш земляк активно участвует с 2001 года, виднее: работы Ильенко дарят людям целую гамму чувств, от изумления и восторга до... желания перенять нелегкое ювелирное искусство.
В начале нулевых герой публикации возглавлял кружок юных камнерезов в Доме туризма и краеведения. Надо было видеть, как горели глаза у парней! Важна была не столько резьба, сколько непередаваемый дух тех занятий. Окрыленные первыми успехами, юноши, многих из которых не учили дома никаким мужским делам, с гордостью распрямляли спину. Увы, творческое объединение приказало долго жить: свыше появились сомнения, можно ли доверять работу на спецоборудовании школьникам. Между тем каменное дерево-календарь, выполненное Николаем Ивановичем вместе с учениками, до сих пор занимает почетное место в экспозициях геологического музея города. Кроме того, по инициативе Ильенко в Доме туризма заложили памятные знаки железной руде и бокситам. Также на территории учреждения выросла аллея камней.
ВЫБРАЛ ЖИТЬ
Давно нет тех, с кем Николай Иванович стоял у истоков совместных вылазок на природу и постигал азы любительской резьбы по камню. Подводит итог своей жизни и сам Ильенко - с помощью стихов. «Поэзия и камнерезное искусство у меня перекликаются, - не скрывает автор. — Принцип этих видов творчества в чем-то схож: в одном случае ты работаешь с камнем, в другом - со словом. Но если со стихами возможна собственная «редакторская правка», то с минералами так не получится».
Ильенко пишет о реках и скалах, об Урале, о войне и сотнях ситуаций, участником которых становился в разное время сам. Как и в каменном «зодчестве», в своих стихах Николай Иванович никогда не бывает смертельно серьезным. Нотки задора и бесшабашности - почему нет? Каждый мужчина в душе остается мальчишкой. Даже если ему 85 лет.
Я живу под сенью муз -
Мне не надо ваш Союз,
А свободу выраженья
Нахожу средь кварца друз.
Остроумные наблюдения, зафиксированные в короткостишьях, вызывают улыбку и вместе с тем заставляют поскрипеть извилинами.
Строится дом из простых кирпичей,
Надо картошку, капусту для щей.
Можно из глины сосуд изваять-
Совесть построить нельзя из вещей.
Общается Николай Иванович и с профессиональными литераторами, с удовольствием прислушиваясь к их советам. Путь, который он проделал от первого до двадцать шестого своего сборника стихов, впечатляет: оттачивается техника, образы становятся все более яркими. В общем, все как в обработке камня.
Между тем свои книги пенсионер верстает самостоятельно. С компьютером он давно на ты, а вот в интернете не зависает: времени жалко. Зато сочинения других авторов, изданные в печатном виде и резонирующие со струнками души самого Ильенко, он может читать и перечитывать ночами напролет.
О том, что герой публикации - инвалид, мы узнали, так сказать, между делом. Задолго до выхода на пенсию с ним произошел несчастный случай, связанный опять-таки с железным конем. Но... «Человек сам делает выбор, - машет рукой наш собеседник в знак того, что не приписывает этой истории повышенной важности. — Я выбрал жить».
Анастасия ЛАПТЕВА.
Фото автора, из архива семьи ИЛЬЕНКО
и со страницы Николая ИЛЬЕНКО , в соцсети «ВКонтакте»